«Серая
зона» – один из первых спектаклей PostPlayТеатра. Как вы догадались, судя по
названию, речь идет о той самой так называемой серой зоне Донбасса. С официальной позиции – это нейтральная
полоса между сторонами боевых действий. С другой стороны, это, по факту,
территория, где живут, а точнее, пытаются выжить люди.
Если
экстраполировать понятие «серая зона» в контексте нашей страны, то в
определенной мере переселенцы и являются этой зоной.
И это обусловлено экономическими, политическими, социальными факторами. Поэтому
и сам по себе спектакль «Серая зона» имеет провокационный характер. Попытаться
услышать и понять друг друга сквозь
призму жизни переселенцев – идея спектакля. Все, кто приехал из Донбасса и
Крыма – тоже люди, которые находятся среди нас. И поэтому в спектакле нет
условной четвертой стены между зрителем и персонажами: все сидят на одинаковых
стульях в одном пространстве.
«Серая зона» –
это документальное представление режиссера из Крыма Галины Джикаевой, которая оставила свой родной дом после
российской оккупации, чтобы не повторить судьбу Олега Сенцова. После давления со
стороны ФСБ России Галина была вынуждена покинуть полуостров.
В основе спектакля – 15 реальных историй о судьбах людей, которые были
вынуждены покинуть свой дом в поисках новой жизни. У каждого из них своя
история, свои переживания и своя позиция, что имеет принципиальное значение.
Участники спектакля поочередно рассказывают реальные истории
последующим фидбэком.
«О том, что будет война, знали все. Но никто не делал ничего,
чтобы ее не было. Солдат жалко, которые действительно патриоты, которые верят и
любят Украину. Знаете, к нам в Донецк в больницу привозили и проукраинских, и
пророссийских солдат. Мы лечили всех. Проукраинских было намного больше, мы их
пролечивали и отправляли в Днепропетровск. Я, наверное, уеду из Украины. Меня
здесь ничего не держит, кроме дочери… Она не понимает, что здесь ничего
хорошего не будет… Люди (в Донецке – авт.) не видят поддержки со стороны
Украины», - рассказывает одна из участниц спектакля историю женщины, покинувшей
Донбасс. И сразу же участница резюмирует: «Состояние современного театра
отражает состояние нашей страны – с протекающей крышей, холодом, но светлыми
людьми, которые хотят что-то делать, говорить правду».
Представленные в спектакле истории настолько эмоциональны и
порой провокационны, что вызывают разные чувства от презрения до любви. Патриотизм,
политические мотивы, социальный гнев, отказ от своих корней – все это, словно
тонкие нити, переплетается в клубок вопросов и размышлений, которые адресованы
в первую очередь зрителю. Потерянные и отверженные граждане в собственной
стране – это реальный факт. И сквозь пережитый страх вследствие утраченного
дома герои пытаются найти виновных в произошедших событиях.
«А ведь, это вы, киевские, виноваты; ведь это вы войну
начали. Кто вас звал? За что вы пришли сюда убивать наших сыновей? Что мы вам
сделали?», - вопрошает одна из участниц устами своей героини.
Тема патриотизма, любви к Родине звучит в спектакле разными
аккордами. Война послужила для многих толчком для переоценки ценностей, своих
взглядов. «Мама, папа, теща, тесть – все в Луганске остались. Я хотел бы вернуться в
Луганск. Но будущее его туманно. Для меня Луганск всегда был и будет Украиной»,
– считает один из героев спектакля.
Зрителей
не покидает ощущение стены непонимания и
отчужденности, с которой сталкиваются как переселенцы, так и местные жители.
«Вот
мы говорим, пройдет, все забудется… Поверьте, не забудется… Те, кто видел
войну, знает о ней не понаслышке. Для меня уже 25 лет война не забывается. Главное
– оставаться людьми в любой ситуации: вовремя поддержать, протянуть руку, а не
отвернуться и просто уйти. И герои – те люди, которые живут с нами», – считает одна из участниц спектакля.
Сопереживание
как одно из ключевых моментов спектакля влечет за собой осознание
сопричастности и в некоторой степени вины за случившееся. Так, посреди зала
стоит трехлитровый бутыль с водой, символизирующей Черное море, а вокруг
морские камушки… Спустя несколько минут в этой банке появляется роза – символ
Донецка… И потом актриса, крепко взяв банку в руки, как нечто родное и
сокровенное, подходит к зрителям (как часто встречающиеся в переходах метро
люди, просящие милостыню) с просьбой помочь переселенцам деньгами… Наверное, эта
картина достаточно красноречиво раскрывает отношение социума к переселенцам.
По
словам режиссера Галины Джикаевой, цель театра –
призыв к диалогу. «Заставить это общество не молчать, а говорить, говорить. Театр
существует не для того, чтобы чему-то учить, а для того, чтобы задавать вопросы,
и как на них будет отвечать зритель – это его личное дело. Каждый человек
делает свои выводы», - говорит Галина Джикаева.
Спектакль
«Серая зона» не только о переселенцах, а об украинском обществе в целом. От
запада на восток, с севера на юг – все мы и являемся «серой зоной» до тех пор,
пока не научимся принимать и понимать друг друга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий