вторник, 8 марта 2016 г.

Ирма Витовская: «Театр – это социальный инструмент»

События, происходящие сегодня в Украине, побуждают театр искать новые формы, смыслы и способы. Происходящие изменения в украинском обществе постепенно находят отражение на сцене. Театр становится местом, где перед зрителем возникают самые острые вопросы, которые зачастую мы привыкли не замечать.

Так, 3 марта в Мистецьком клубе  «Обличчя» состоялась встреча с актрисой театра и кино Ирмой Витовской на тему: «Украинский театр как социальный инструмент». Актриса детально и много рассказывала о своей работе в театре, о новом проекте, о войне на Донбассе и помощи армии. Главный месседж – сегодня театр должен выступать в качестве социального инструмента, а не служить местом для развлечений. Обаятельная Ирма Витовская рассказала о...

... съемках
….Я никогда не соглашалась сниматься в проектах, которые предусматривают противоречивый взгляд на историю Украины.

Куклы-«мотанки» и армия

…Мы с волонтерами всегда шутили, что я, актриса, никогда бы не подумала, что буду знать, сколько стоят «берцы», где их достать… У меня в батальонах есть волонтеры, которым я доверяю, и с которыми я работаю. Я с 2007 года мастерила куклы-«мотанки» и мы проводили аукционы; я их продала, и в итоге эти мотанки «принесли» около 58 тысяч гривен, которые были направлены на нужды армии.

Спектакль «Сталкеры»

…Я рада тому, что вернулась в театр и началась новая любовь с ним. Если кто-то видел спектакль «Сталкеры», то я очень горда, что сыграла в нем. Это современная украинская драматургия Павла Арье, с которым мы познакомились на Майдане. Стас Жирков принес мне материал, почитала и поняла, что такое бывает только раз. Моей героине 86 лет. Мне всегда хотелось сыграть что-то откровенное и наше, украинское. Хотелось посредством искусства, устами своего персонажа высказать определенные вещи, которые откликаются до сих пор. И баба Прися  как раз и является этим персонажем. Я понимала, что это будет либо огромный провал, либо успех.
Это перевоплощение без каких-либо внешних средств (парики и т. д.) – люблю этот способ существования актера. В марте 2015 года показали этот  спектакль в Молодом театре. Сейчас люди не могут купить билеты, ажиотаж…
Я рекомендую посмотреть этот спектакль, потому что международные эксперты признали его лучшим. Наконец-то Украина интегрировала свой «продукт» в Германию, где «Сталкеры» будут показаны в немецком театре. Украинская драматургия двигается на Запад, и это прекрасно.




Донбасс и театр

…Театр тоже оружие. Например, спектакль «Нация» режиссера  Ростислава Держипильского (он же является художественным руководителем Ивано-Франковского академического театра им. И. Франка – прим. авт.) показывали на востоке страны – на подконтрольной Украине территории. И к ним после спектакля подошла женщина и сказала: «Вы знаете, я поддерживала ополчение. Но после вашего спектакля я очень буду думать». Пусть двое из десяти человек увидели в «Нации» то, что переживают они (жители Донбасса), и это классно. Туда  (на восток) нужно везти работающий на интеллект материал, в котором есть эмоциональное воздействие, сопричастность. Я не считаю, что там  надо показывать какие-то классические развлекательные постановки, чтобы их (местных жителей) отвлечь. Там с людьми надо работать. Кстати, «Сталкеры» – повезите туда.  Жители увидят себя в той стране, в которой они остались, и для них станет понятно, что Майдан должен был случиться. И тогда этот пазл сложится. Они могут этого не принимать, но понимать эти вещи. Такие продукты «склеивают страну».

Спектакль «Оскар и Розовая дама»

…Цель спектакля - привлечь внимание общества к проблеме паллиативной помощи тяжело больным детям. Хотелось, чтобы наши дети, имеющие ограниченное время, качественно прожили часть жизни, которая им осталась.
«Оскар…» имеет несколько составляющих. Во-первых,  это социальная работа. Во-вторых, информационная работа со зрителем, а значит, и с обществом, которое будет знать, что такое паллиативная помощь, детская проблема. В третьих, благотворительный сбор средств. Мы за 11 спектаклей собрали более полумиллиона гривен, которые направлены выездным бригадам, часть в Харькове осталась, поскольку там есть спецучреждение. В Луцке мы оставили собранные средства. И сейчас мы с этим проектом поедем в ряд городов по Украине – Черновцы, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Черкассы, Кировоград, Кременчуг, Полтаву, Львов, Тернополь, Львов, Житомир, Винницу, Николаев, Херсон, Кривой Рог, Одессу.

«Слава Героям!»

…Стас Жирков (художественный руководитель театра «Золотые ворота») – режиссер-постановщик с Ростиславом Держипильским этим спектаклем представили в Украине первый опыт копродукции. В годовщину Соборности мы представили этот спектакль. Герои спектакля  – два ветерана: УПА и Советской армии. Мы акцентировали вопрос трагедии двух людей, двух миров, сквозь которые прошла война.
Говорить об этом нужно с обществом во всех регионах нашей страны. Театр выступает как социальный инструмент, когда посредством искусства фантомные боли пытается излечить через художественные приемы.
Спектакль рассчитан на широкую аудиторию, но там есть возрастные ограничения 16+. В спектакле есть определенные жесткие обертоны, нецензурные слова. Война – это не романтика на танках, а грязь, кровь и опустошение, и моральное падение.

   Сериал  «Леся и Рома»

… Леся и Ирма не знакомы, и навряд ли  в жизни подружились бы. Играть такой персонаж (Лесю) сложнее, потому что он непредсказуем в своих поступках и прогнозах. И поэтому нужно было наблюдать за женщинами подобного типа и это все воплощать. Но это уже история.




О реформах в театре

…Необходима контрактная система. Я не боюсь контрактной системы. И Боклан, Вертинский не боятся и много кто из молодых. Боятся те, кто ничего не мог и не сможет. Таких «балластов» много, и это живые люди, их нельзя просто выкинуть на улицу. Театр необходимо стимулировать, давать какие-то возможности для инвесторов, преференции, чтобы поддержать дотационные сферы искусства. Мир меняется, и театр должен меняться. Порой руководители театров делают все что хотят, считая театр своей собственностью.

Конкуренция
…Мне кажется, это не только театров касается – боязнь конкуренции. Мы настолько ее боимся - это какой-то постколониальный синдром. Конкуренция – один из шагов к формированию нормального общества. Все мы люди с амбициями, и у каждого есть шанс стать лучше. 

Небесная Сотня
…На Востоке наши  бойцы стоят за независимость нашей страны. Если бы я  была мамой, у которой погиб сын – один из Небесной сотни, и если бы в стране были бы заметны улучшения, изменения, я бы знала, что мой сын – это жертва во имя этих преобразований. А когда продолжается то же самое, мне стыдно перед героями Небесной Сотни.


P.S.Безусловно, можно согласиться с тем, что театр сегодня выступает своеобразной площадкой для социального диалога, театр затрагивает болевые точки нашего социума для дальнейшей перезагрузки. И украинский театр будет современным и европейским, если, к примеру, такие спектакли как «Слава Героям» будут откликаться в сердцах зрителей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий