воскресенье, 27 марта 2016 г.

Искушение театром

Одна из последних премьер Национального театра им. И. Франко - "Зірка, або Iнтоксикація театром». В спектакле раскрывается закулисье театра со всеми вытекающими последствиями. За таинственным занавесом сцены театральной жизни раскрывается мир интриг, разочарования, одиночества и… любви. Режиссер спектакля – художественный руководитель театра Станислав Моисеев. В основе спектакля пьеса Ноэля Кауарда, перевод текста с английского специально по заказу театра осуществил Сергей Борщевский.

Фактически, это спектакль в спектакле, где с иронией и сарказмом отображаются закулисные перипетии. Главная звезда – актриса театра Лорейн Бери в исполнении народной  артистки Украины Полины Лазовой - личность неординарная. На первый взгляд, это экстравагантная и высокомерная актриса со «звездной болезнью». С чувством неизменного превосходства Лорейн Бери игриво кокетничает с драматургом, наслаждаясь своим статусом. Однако подобная демонстративная пафосность и эксцентричность Лорейн вызывает  противоречивые чувства, восхищение и сочувствие. Это женщина, которая сквозь страдания и душевную боль пытается быть лучшей примой на сцене, блистать своим талантом.

Ее оппонентом в жестком мире театра, по сюжету пьесы, является…ну конечно, режиссер! В спектакле эта почетная роль досталась мегаактеру – народному артисту Богдану Бенюку. Образ режиссера отличается органичным сочетанием строгости и добродушия с долей инфантильности. В противостоянии с Лорейн Бери режиссер Рей Малколм тонко чувствует, как и все профессиональные режиссеры, в какое время нужно «включить» выгодную позицию, соблюдая дистанцию как в профессиональных, так и в личных взаимоотношениях. «Она знает, что я ее заставлю играть по-другому, и она этого хочет», - говорит Рей о Лорейн. Творческие амбиции пересекаются с личными, срывая маски лицемерия и условной театральности.



В роли своеобразного созерцателя происходящего на сцене выступает  молодой драматург Браян Сноу в исполнении Ивана Залусского. Он с непосредственностью восторгается Лорейн Бери, внимательно следит за творческим процессом репетиции. Сквозь его образ раскрывается процесс и очарования, и в определенные моменты разочарования магией театра. Драматург лишь опосредованно участвует в подготовке постановки, без права голоса. Зараженный «вирусом» театра, он постепенно оценивает все «прелести» этой жизни, приспосабливаясь к этой среде.



И, на мой взгляд, колоритными и не менее экстравагантными являются образы двух героев, не обремененных статусами, но при этом умеющих себя достойно презентовать. Например, ассистент Рея – Тони Орфорд в исполнении заслуженного артиста Украины Андрея Романия. С нотками жеманства, легкого кокетства и сверхаккуратностью Тони «ассистирует» Рею в течение многих лет. Его манерность и заметная грациозность тонко и иронично обыгрываются актером. Вместе с тем прослеживается и мужская натура Тони в определенных пластических этюдах, а также в одной из реплик, где он рассуждают о любви, тем самым посеяв сомнения относительно его нетрадиционной ориентации.

  Другой образ – помощницы Лорейн – Норы, которая постоянно знает все и вся. Народная актриса Елена Хохлаткина представила образ своей героини достаточно экспрессивно и даже с некоей претенциозностью. Она хорошенько усвоила «актерские приемы» и с радостью экспериментирует в общении с окружающими. Неприступная и эмоциональная Нора – это не просто помощница - это дама, которая спустя долгие годы служения умеет хранить тайны театральных интриг. Тому шарму, с которым она пылесосит театральную сцену, может позавидовать любая начинающая актриса.



Интоксикация театром присуща в разной степени практически всем героям. Ежедневная самоотдача духовно испепеляет их внутренний мир. Привычка примерять образы героев, следовать условным правилам, доказывать свою гениальность – все это в определенный момент заменяет настоящую жизнь, в которой главная роль принадлежит искренним  чувствам без тени звездного блеска театральных кулис.
Фото Валерии Ландар




Главные герои о спектакле - Театр им.И.Франка Фейсбук 

Поліна Лазова про виставу "Зірка, або Iнтоксикація театром":

«Мені гріх жалітися на акторську долю. За роки роботи я створила легендарні образи Маргарити в «Майстрі і Маргариті» М. Булгакова, Варки в «Безталанній» І. Карпенка-Карого, Дідону, Лавінію в «Енеїді» І. Котляревського, Мавру «В неділю рано зілля копала…» за О. Кобилянською. Мені пощастило працювати поруч із Богданом Сильвестровичем Ступкою у виставі «Лев і Левиця» І. Коваль, де він грав Льва Толстого, а я його дружину Софію. Доторкнулася я і до образів актрис: це були Марія Лучицька – прообраз Марії Заньковецької із вистави «Талан» М. Старицького та Примадонна світової оперної сцени Соломія Крушельницька у виставі «Соломія» О. Білозуба. І все ж таки образ Лорейн став для мене своєрідним акторським ребусом, загадкою, пошуком відповідей на такі складні філософські питання: чим можна пожертвувати заради мистецтва, заради успіху? Моя Лорейн - видатна актриса, зірка першої величини. На перший погляд вона здається занадто екстравагантною, експресивною егоїсткою, навіть егоцентриком. Мені як актрисі було цікаво від репетиції до репетиції, занурюючись в текст, працюючи із режисером Станіславом Мойсеєвим, знайти правдиву сутність героїні. І я зрозуміла страшну річ: на превеликий жаль, це часто буває на театрі – шалена публічність породжує пронизливу самотність. І вихід з цього, як не парадоксально, знов таки Сцена».



Богдан Бенюк про виставу "Зірка, або Iнтоксикація театром":
«Не вперше на своєму творчому шляху я зустрічаюся із театральними персонажами. Колись я грав Юрковича в «Талані» за М. Старицьким та директора театру з французької комедії «Фредерік, або Бульвар злочинів» Е.-Е. Шмітта. І хоча долі цих людей були пов’язані із театром, але не із самим процесом Творчості. В сьогоднішній виставі я граю Режисера. Видатний Майстер української режисури Володимир Миколайович Оглоблін сказав: «Допоки в душі кожного актора буде присутнє дитяче сприйняття світу, до того часу він буде актором». Театр – це великий дитячий майданчик або пісочниця. І коли ти вступаєш ногою у пісочницю, ти знаходиш величезну кількість забутих забавок, які в твоїх руках починають оживати по-новому. І коли ти повернеш голову, то побачиш, що багато інших людей знайшли такі самі забавки і  вони починають пропонувати тобі нову гру. Із народженням нової гри народжується в пісочниці нове життя».






Комментариев нет:

Отправить комментарий