Одна
из последних премьер Национального театра им. И. Франко - "Зірка, або Iнтоксикація театром». В спектакле раскрывается закулисье театра со всеми
вытекающими последствиями. За таинственным занавесом сцены театральной жизни
раскрывается мир интриг, разочарования, одиночества и… любви. Режиссер
спектакля – художественный руководитель театра Станислав Моисеев. В основе
спектакля пьеса Ноэля Кауарда, перевод текста с
английского специально по заказу театра осуществил Сергей Борщевский.
Фактически, это
спектакль в спектакле, где с иронией и сарказмом отображаются закулисные перипетии.
Главная звезда – актриса театра Лорейн Бери в исполнении
народной артистки Украины Полины Лазовой - личность неординарная. На
первый взгляд, это экстравагантная и высокомерная актриса со «звездной
болезнью». С чувством неизменного превосходства Лорейн Бери игриво кокетничает
с драматургом, наслаждаясь своим статусом. Однако подобная демонстративная
пафосность и эксцентричность Лорейн вызывает противоречивые
чувства, восхищение и сочувствие. Это женщина, которая сквозь страдания и
душевную боль пытается быть лучшей примой на сцене, блистать своим талантом.
Ее оппонентом в жестком мире театра, по сюжету пьесы, является…ну
конечно, режиссер! В спектакле эта почетная роль досталась мегаактеру – народному артисту Богдану Бенюку. Образ режиссера отличается
органичным сочетанием строгости и добродушия с долей инфантильности. В
противостоянии с Лорейн Бери режиссер Рей Малколм тонко чувствует, как и все
профессиональные режиссеры, в какое время нужно «включить» выгодную позицию,
соблюдая дистанцию как в профессиональных, так и в личных взаимоотношениях. «Она
знает, что я ее заставлю играть по-другому, и она
этого хочет», - говорит Рей о Лорейн. Творческие амбиции пересекаются с личными,
срывая маски лицемерия и условной театральности.
В роли своеобразного созерцателя происходящего на сцене выступает молодой драматург Браян Сноу в
исполнении Ивана Залусского. Он с непосредственностью
восторгается Лорейн Бери, внимательно следит за творческим процессом репетиции.
Сквозь его образ раскрывается процесс и очарования, и в определенные
моменты разочарования магией театра. Драматург лишь опосредованно участвует в
подготовке постановки, без права голоса. Зараженный «вирусом» театра, он
постепенно оценивает все «прелести» этой жизни, приспосабливаясь к этой среде.
И, на мой взгляд,
колоритными и не менее экстравагантными являются образы двух героев, не
обремененных статусами, но при этом умеющих себя достойно презентовать.
Например, ассистент Рея – Тони Орфорд в исполнении заслуженного
артиста Украины Андрея Романия. С нотками жеманства, легкого кокетства и сверхаккуратностью
Тони «ассистирует» Рею в течение многих лет. Его манерность и заметная
грациозность тонко и иронично обыгрываются актером. Вместе с тем прослеживается
и мужская натура Тони в определенных пластических этюдах, а также в одной из
реплик, где он рассуждают о любви, тем самым посеяв сомнения относительно его нетрадиционной ориентации.
Другой образ – помощницы Лорейн – Норы,
которая постоянно знает все и вся. Народная актриса Елена Хохлаткина представила образ своей героини
достаточно экспрессивно и даже с некоей претенциозностью. Она хорошенько
усвоила «актерские приемы» и с радостью экспериментирует в общении с
окружающими. Неприступная и эмоциональная Нора – это не просто помощница - это
дама, которая спустя долгие годы служения умеет хранить тайны театральных
интриг. Тому шарму, с которым она пылесосит театральную сцену, может
позавидовать любая начинающая актриса.
Интоксикация театром
присуща в разной степени практически всем героям. Ежедневная самоотдача духовно
испепеляет их внутренний мир. Привычка примерять образы героев, следовать условным
правилам, доказывать свою гениальность – все это в определенный момент заменяет
настоящую жизнь, в которой главная роль принадлежит искренним чувствам без тени звездного блеска
театральных кулис.
Фото Валерии Ландар
Главные герои о спектакле - Театр им.И.Франка Фейсбук
Поліна
Лазова про виставу "Зірка, або Iнтоксикація театром":
«Мені гріх жалітися на акторську
долю. За роки роботи я створила легендарні образи Маргарити в «Майстрі і
Маргариті» М. Булгакова, Варки в «Безталанній» І. Карпенка-Карого, Дідону,
Лавінію в «Енеїді» І. Котляревського, Мавру «В неділю рано зілля копала…» за О.
Кобилянською. Мені пощастило працювати поруч із Богданом Сильвестровичем
Ступкою у виставі «Лев і Левиця» І. Коваль, де він грав Льва Толстого, а я його
дружину Софію. Доторкнулася я і до образів актрис: це були Марія Лучицька – прообраз Марії Заньковецької із вистави «Талан»
М. Старицького та Примадонна світової оперної сцени Соломія Крушельницька у
виставі «Соломія» О. Білозуба. І все ж таки образ Лорейн став для мене
своєрідним акторським ребусом, загадкою, пошуком відповідей на такі складні
філософські питання: чим можна пожертвувати заради мистецтва, заради успіху?
Моя Лорейн - видатна актриса, зірка першої величини. На перший погляд вона
здається занадто екстравагантною, експресивною егоїсткою, навіть егоцентриком.
Мені як актрисі було цікаво від репетиції до репетиції, занурюючись в текст,
працюючи із режисером Станіславом Мойсеєвим, знайти правдиву сутність героїні.
І я зрозуміла страшну річ: на превеликий жаль, це часто буває на театрі –
шалена публічність породжує пронизливу самотність. І вихід з цього, як не
парадоксально, знов таки Сцена».
Богдан Бенюк про виставу "Зірка, або
Iнтоксикація театром":
«Не вперше
на своєму творчому шляху я зустрічаюся із театральними персонажами. Колись я
грав Юрковича в «Талані» за М. Старицьким та директора театру з французької
комедії «Фредерік, або Бульвар злочинів» Е.-Е. Шмітта. І хоча долі цих людей
були пов’язані із театром, але не із самим процесом Творчості. В сьогоднішній
виставі я граю Режисера. Видатний Майстер української режисури Володимир
Миколайович Оглоблін сказав: «Допоки в душі кожного актора буде присутнє дитяче
сприйняття світу, до того часу він буде актором».
Театр – це великий дитячий майданчик або пісочниця. І коли ти вступаєш ногою у
пісочницю, ти знаходиш величезну кількість забутих забавок, які в твоїх руках
починають оживати по-новому. І коли ти повернеш голову, то побачиш, що багато
інших людей знайшли такі самі забавки і вони
починають пропонувати тобі нову гру. Із народженням нової гри народжується в пісочниці
нове життя».
Комментариев нет:
Отправить комментарий