Спектакли в малом зале всегда
привлекают меня больше, чем на основной сцене. Ведь именно здесь можно ощутить
сполна всю энергетику спектакля и актеров,
и здесь всегда «жарко». Микросцена в Молодом театре открылась совсем
недавно. На премьеру «Жары» билеты пришлось бронировать за месяц. И вот за день
до спектакля узнаю, что, оказывается, здесь играют выпускники театрального вуза
им. И. Карпенко-Карого. Это меня немного огорчило, ведь посмотреть на молодое поколение
артистов-студентов можно и в стенах вуза, но желание оценить новую работу А. Билоуса
взяло вверх над скептицизмом.
В спектакле – выпускники русского
курса КНУКТиТ им. И.Карпенко-Карого, педагог – Н. Рушковский.
При входе в зал мое внимание
привлекает сценография. Сельский быт: своеобразная деревянная беседка,
оплетенная сверху словно паутиной, в лучах летнего солнца… И лестница, ведущая на крышу беседки, как
символ стремления к совершенству и очищению. Сразу же вспомнила сценографию
«Щастя», где используются тоже натуральные материалы, дерево, вода…
Жаркий спектакль начинается с
«охлаждающего» вокального мотива, а
именно русской народной песни «Разлилась речка быстрая» в исполнении бунинских
красавиц. В течение всего действа еще не раз будет звучать эта песня, как
метафорическое обрамление спектакля. «Не
мути, братец мой, ты речную воду» - как смысловой посыл Мите, что, мол, не
стоит бросаться в пагубный омут юношеской любви.
«Граматика пристрасті на дві дії» - значится в программке. Спектакль
пронизан страстными взглядами, интимным полушепотом и чувственной энергетикой молодых
актеров. Влюбленность и симпатии, любовь и страсть – настолько переплелись
между собой в сердце бунинских героев, что невозможно отличить, где истинные
чувства, а где иллюзии. Митя (Олег Коркушко) – молодой романтик, жаждущий любви, пытается
обрести свое счастье рядом со студенткой театральной студии – будущей актрисой Катей.
Он ее боготворит, надеясь на то, что они все-таки будут вместе. Катя (Татьяна
Лялина) – всецело поглощенная своими театральными успехами, демонстрирует красивую
иллюзию любви. Ее театральность, высокомерие, фальшивость во взгляде и скупые
слезы приводят к тому, что их отношения просто «сгорают» от нехватки настоящих
чувств. Честно говоря, для меня Катя - некое
олицетворение бездуховности и
искусственности.
Филигранно и со вкусом иронии
режиссер выстраивает внутреннюю дисгармонию каждого из героев. «Любовь
оставляет свои душевные следы, и об этом
больно вспоминать», - говорит Митя. В разгаре летней жары свои душевные
терзания он пытается трансформировать в напущенное веселье в деревне. Чтобы
забыть прошлую любовь, он как мужчина, использует весьма известный и древний
метод – совокупление с другой прелестной девушкой. «Животный» секс, аккуратно
обыгранный в спектакле, – отнюдь не ради смеха в зале. Человек всегда одержим
своими инстинктами, которые приводят к гибели и внутреннему опустошению.
Молодость – страстная пора, и
поэтому на первый план режиссер выносит природу полового влечения на примере
бунинской прозы. Искушения, которым подвластны герои спектакля, - это
своеобразная проверка на подлинность их чувств. На одной чаше весов - нежность
и ласка, любовь и доверие, а на другой – страсть и смерть. Летний зной – накал
эмоций и чувств героев.
Весьма интересно показана линия взаимоотношений
Виталия, Натали и Сони (Константин Стоянчев,
Надежда Тегипко, Дарья Якушева). В типичном любовном треугольнике
сталкиваются любовь и страсть, как два полюса, к которым тяготеют герои. Натали
– как образ загадочной девушки, слегка неуверенной и испуганной, выделяется на
фоне остальных персонажей. В контрасте с Соней – уверенной и искрометной,
раскрывается образ Виталия – самца, жаждущего удовлетворения своих желаний. Ирония
и насмешливые ухмылки Сони – всего лишь защитная реакция и попытка скрыть свое
необустроенное женское счастье. Натали – как воплощение чистоты, больше
напоминает мне подростка, который запутался в лабиринте. Испуганный взгляд,
который тут же сменяется хохотом, а потом осознанием влюбленности – казалось бы,
ее образ должен вызывать сочувствие, но этого не происходит. Наблюдая за ней, я
подумала о том, что, возможно, ей дискомфортно в этом образе, это не ее роль.
Обреченность любви как результат ударной
дозы летней жары, испепеляющей чувства героев. Мне кажется, что камерный спектакль,
сыгранный молодежью и о молодежи очень удачно вписывается в канву
современности. Во-первых, бунинская проза на украинской сцене встречается
нечасто. А во-вторых, страстный спектакль – очень органичный и, к счастью,
лишен всякой пошлости и вульгарности. «Жара» - попытка приоткрыть сокровенные
тайны человеческой души, окунувшись в пучину страсти и любви.
Спасибо за интересный, авторский топик, было легко Вас читать!
ОтветитьУдалить