суббота, 27 декабря 2014 г.

«Жара», или Анатомия любви



Спектакли в малом зале всегда привлекают меня больше, чем на основной сцене. Ведь именно здесь можно ощутить сполна всю энергетику спектакля и актеров,  и здесь всегда «жарко». Микросцена в Молодом театре открылась совсем недавно. На премьеру «Жары» билеты пришлось бронировать за месяц. И вот за день до спектакля узнаю, что, оказывается, здесь играют выпускники театрального вуза им. И. Карпенко-Карого. Это меня немного огорчило,  ведь посмотреть на молодое поколение артистов-студентов можно и в стенах вуза, но желание оценить новую работу А. Билоуса взяло вверх над скептицизмом.
В спектакле – выпускники русского курса КНУКТиТ им. И.Карпенко-Карого, педагог – Н. Рушковский.
При входе в зал мое внимание привлекает сценография. Сельский быт: своеобразная деревянная беседка, оплетенная сверху словно паутиной, в лучах летнего солнца…  И лестница, ведущая на крышу беседки, как символ стремления к совершенству и очищению. Сразу же вспомнила сценографию «Щастя», где используются тоже натуральные материалы, дерево, вода…

Жаркий спектакль начинается с «охлаждающего»  вокального мотива, а именно русской народной песни «Разлилась речка быстрая» в исполнении бунинских красавиц. В течение всего действа еще не раз будет звучать эта песня, как метафорическое обрамление спектакля.  «Не мути, братец мой, ты речную воду» - как смысловой посыл Мите, что, мол, не стоит бросаться в пагубный омут юношеской любви.
 «Граматика пристрасті на дві дії» - значится в программке. Спектакль пронизан страстными взглядами, интимным полушепотом и чувственной энергетикой молодых актеров. Влюбленность и симпатии, любовь и страсть – настолько переплелись между собой в сердце бунинских героев, что невозможно отличить, где истинные чувства, а где иллюзии. Митя (Олег Коркушко)  – молодой романтик, жаждущий любви, пытается обрести свое счастье рядом со студенткой театральной студии – будущей актрисой Катей. Он ее боготворит, надеясь на то, что они все-таки будут вместе. Катя (Татьяна Лялина) – всецело поглощенная своими театральными успехами, демонстрирует красивую иллюзию любви. Ее театральность, высокомерие, фальшивость во взгляде и скупые слезы приводят к тому, что их отношения просто «сгорают» от нехватки настоящих чувств. Честно говоря, для меня Катя  - некое олицетворение бездуховности  и искусственности.

Филигранно и со вкусом иронии режиссер выстраивает внутреннюю дисгармонию каждого из героев. «Любовь оставляет  свои душевные следы, и об этом больно вспоминать», - говорит Митя. В разгаре летней жары свои душевные терзания он пытается трансформировать в напущенное веселье в деревне. Чтобы забыть прошлую любовь, он как мужчина, использует весьма известный и древний метод – совокупление с другой прелестной девушкой. «Животный» секс, аккуратно обыгранный в спектакле, – отнюдь не ради смеха в зале. Человек всегда одержим своими инстинктами, которые приводят к гибели и внутреннему опустошению.
Молодость – страстная пора, и поэтому на первый план режиссер выносит природу полового влечения на примере бунинской прозы. Искушения, которым подвластны герои спектакля, - это своеобразная проверка на подлинность их чувств. На одной чаше весов - нежность и ласка, любовь и доверие, а на другой – страсть и смерть. Летний зной – накал эмоций и чувств героев.
Весьма интересно показана линия взаимоотношений Виталия, Натали и Сони (Константин Стоянчев,  Надежда Тегипко, Дарья Якушева). В типичном любовном треугольнике сталкиваются любовь и страсть, как два полюса, к которым тяготеют герои. Натали – как образ загадочной девушки, слегка неуверенной и испуганной, выделяется на фоне остальных персонажей. В контрасте с Соней – уверенной и искрометной, раскрывается образ Виталия – самца, жаждущего удовлетворения своих желаний. Ирония и насмешливые ухмылки Сони – всего лишь защитная реакция и попытка скрыть свое необустроенное женское счастье. Натали – как воплощение чистоты, больше напоминает мне подростка, который запутался в лабиринте. Испуганный взгляд, который тут же сменяется хохотом, а потом осознанием влюбленности – казалось бы, ее образ должен вызывать сочувствие, но этого не происходит. Наблюдая за ней, я подумала о том, что, возможно, ей дискомфортно в этом образе, это не ее роль.
Обреченность любви как результат ударной дозы летней жары, испепеляющей чувства героев. Мне кажется, что камерный спектакль, сыгранный молодежью и о молодежи очень удачно вписывается в канву современности. Во-первых, бунинская проза на украинской сцене встречается нечасто. А во-вторых, страстный спектакль – очень органичный и, к счастью, лишен всякой пошлости и вульгарности. «Жара» - попытка приоткрыть сокровенные тайны человеческой души, окунувшись в пучину страсти и любви.






1 комментарий:

  1. Спасибо за интересный, авторский топик, было легко Вас читать!

    ОтветитьУдалить