суббота, 20 декабря 2014 г.

В лесном лабиринте





Классика на сцене современного театра – это всегда интересно. Во-первых,  насколько режиссер и актеры придают современный акцент, находят параллели с реальностью. Во-вторых, именно в этих произведениях мы всегда находим ответ на актуальные вопросы, иногда узнаем себя в персонажах. Помню, как меня потряс спектакль «На дне» по Горькому поставленный гениальным Виталием Малаховым в «Театре на Подоле». Каждая клеточка этого спектакля отзывалась болью реальности. На органичной канве классического произведения режиссер показал нам картину сегодняшнего дня – беспощадно, иногда вызывающе, но вполне реальную.
В этом театре всегда классика звучит особенно, в частности, если режиссер – В.Малахов. Но в этот раз мне посчастливилось увидеть спектакль «Лес» по А.Островскому, режиссер которого Александр Катунин. Островский – это кладезь смыслов, акцентов, иронии и человеческих пороков. Премьера спектакля состоялась в ноябре 2014 г.
«Театр в театре» или как не заблудиться в лесу, где на каждой тропе встречаются романтики, злодеи, вруны, хамелеоны и даже благородные джентльмены. На первый взгляд, мне показалось, что спектакль весьма затянут, некоторые мизансцены лишены смысловой нагрузки. Но это лишь каждое звено одной цепочки.
Деньги – это мишура, которая правит бал среди человеческих душ в дремучем лесу. Именно к этой мишуре и ведут все ниточки спектакля, истории всех лиц переплетаются как ветви вокруг героини - Гурмыжской Раисы Павловны. Именно через нее, а точнее, сквозь ее материальный достаток перед нами и «открываются» остальные персонажи. К сожалению, для меня образ Гурмыжской – немного невнятный и не акцентированный. Практически во всех эпизодах я наблюдаю однообразные интонации, взгляды, то есть для меня реакция актрисы является предсказуемой.
Чувства иногда с легкостью трансформируются в жажду к деньгам. Обаятельный недоучка-гимназист Алексей Буланов очень тонко и красноречиво это доказывает. Молодая душа жаждет власти и денег, которые удовлетворяют его эго. Женившись на далеко немолодой Гурмыжской, он чувствует себя полноправным хозяином и требует почтительного отношения к себе.  Такой вот симпатичный альфонс на законных основаниях. Нынче и сегодня можно часто наблюдать подобные тенденции любовно-товарных отношений. Умение вовремя адаптироваться к обстоятельствам, заслужить доверие с помощью очаровательной улыбки и застенчивости, а потом с легкостью командовать теми, кто отказался принимать правила игры. Таковым и оказался Буланов.
Как и во времена Островского, а тем более сегодня, предостаточно ловких купцов. Таких, которые заботятся лишь о собственной выгоде, в денежном эквиваленте. Даже чувства у них измеряются в купюрах. Статный  и мужественный Иван Восьмибратов знает толк в сделках, и не побрезгует обманным путем купить у Гурмыжской участок леса. Страсть к деньгам настолько доминирует в нем, что он согласен женить своего Петра…тоже за деньги.  Удачный ход! Восьмибратов уважает только себя, он победитель по натуре, но победитель, который готов на все, лишь бы получить свое. Он получает  наслаждение, проворачивая подобные авантюры.
Но в его, казалось бы, уже состоявшеюся сделку, по иронии судьбы вмешивается родственник Гурмыжской – актер Несчастливцев. Актер-трагик – едва ли не самый душевный образ в спектакле. В нем какая-то загадка, которую зритель пытается разгадать в течении всего спектакля. Его философские размышления о судьбе артиста, о любви и о жизни в целом привлекают внимание публики. Жертвуя деньгами во имя любви и счастья молодой пары – Аксюша и Петра, Несчастливцев таким образом показывает остальным истинный смысл жизни – жить ради денег, а ради любви. А любить искренне умеют не все.
Тема любви и богатства во все времена была камнем преткновения, не утратив актуальности и доныне. В спектакле деньги – это как лакмусовая бумага,  проверка на искренность чувств, поступков, на человеческие ценности, которыми люди часто пренебрегают.

И напоследок. Честно говоря, спектакль получился хорошим, но вот актерского ансамбля, целостности я не увидела. Думаю, что корень в том, что он еще не обкатан. Надеюсь, придя, в следующий раз, я увижу другой результат).



Комментариев нет:

Отправить комментарий