- А на Востоке сейчас что?
- АТО.
- Война!
- Антитеррористическая операция, не война.
Такова
позиция одного из героев спектакля «Трохи більше кисню» по пьесе молодого запорожского драматурга Анастасии Косодий "Привези мены зі Львова, чого в Запорожжі немає". Это первая
художественная премьера в PostPlayТеатр и режиссерский дебют Натальи Витченко.
Война
на Донбассе, которая показала, кто есть кто, на мой взгляд, является
инструментом для каждого гражданина Украины. Делать вид, что ничего не
происходит, если ты живешь за пределами Донбасса, и сбежать, например, во
Львов, или бороться за свою землю, память которой хранит военные 1941-1945
годы. Каждый делает свой выбор в силу своей гражданской позиции и ментальности.
И выбор – это не декларативное заявление, а прежде всего – осознаваемая
ответственность.
Закрывая
глаза на происходящее, но при этом, голословно заявляя о мире, например, герой
спектакля – Влад (Олег Шурыгин), испытывает непреодолимое желание сбежать, то
есть ИЗБЕЖАТЬ ответственности. Конечно, проще говорить о мире, закрыться в мире
своих иллюзий и космических фантазий. Влад скорее напоминает многих украинцев,
которые считают, что априори война их не касается и не коснется. И за них все
сделают другие люди. Утверждая, что на Донбассе АТО, а не война, герой
сознательно верит в эту иллюзию, не пытаясь даже понять, какой ценой
отвоевывается каждый сантиметр земли.
С
очень похожей позицией выступает и еще один персонаж – депутат облсовета Лена
(Вика Таврика), которая считает, что на востоке идет реальная война. При этом
она не гнушается лишний раз поскандалить с переселенцами, которые по факту ее
раздражают.
Из
их диалога:
- Проср** свою землю, езжай,
отвоевывай. Не фиг тут по Запорожью на иномарках разъезжать, нечего наш бизнес
скупать, – гневно
говорит Лена.
- Ага, давай ходить по Запорожью,
ходить и вешать желтые звезды на «донецких», – саркастично парирует ей Влад.
И
знаете, мне кажется, они оба «стоят друг друга». Это люди, неспособные сделать
решительный шаг – осознанный выбор. Страх перед неизвестностью и возможностью
потерять свою зону комфорта настолько сковывает их, что приходится вмешиваться
космическим существам – Супермену и Скотинамену.
Скотинамен: «Ты фильтруй базар».
Супермен: «Мы не мальчики на побегушках, Влад. Мы не твои слуги. И ты
не приказываешь нам. Мы просто настолько добрые…»
Пожалуй,
это самые одиозные и в какой-то мере
однозначные персонажи спектакля в исполнении актрис Галины Джикаевой и Лидии
Петруши. Их образы в контексте космической мистификации напоминают то парочку
ангелов, то загадочных фей. Констратность: присущая доброжелательность, обаяние и
отзывчивость Супермена в противовес жесткости и откровенности Скотинамена – зрителю показывает относительность и зыбкость
существующего мира. Именно мира, в котором живет каждый из нас. И все мы по
сути в руках Супермена и Скотиномена, которые могут исполнить правильно
сформулированное желание способное спасти этот мир.
Умеем
ли мы его формировать и знаем ли, чего хотим на самом деле? За редким
исключением, представленным в спектакле
в образе Кати (Юлия Чебарова). Страх войны
для нее – это в первую
очередь посыл к действию, а не возможность к отстранению. «Я еще не видела
человеческих жертв. Не знаю, как этого бояться», – испуганно говорит Катя,
чувствуя приближение войны. Ею движет желание бороться, а не сдаваться, в
отличие от ее брата –
Влада. Предлагая своей сестре уехать из города туда, «где нет войны и где не страшно»,
например, во Львов, он тем самым помогает ей сделать свой выбор. И такие, как Катя, не испугавшись
ответственности уехать
на фронт, не ради славы и «красивых
фоточек», а во имя своей земли, страны, достойны уважения, без лишнего пафоса.
Спектакль
вызывает не столько эмоцию, сколько сознательную рефлексию. «Неудобные» темы и
вопросы, от которых наше общество пытается спрятаться или попросту игнорирует
их, порождает еще больший отклик и интерес. И в таком случае это живой театр,
где зритель пропускает через себя импульсы спектакля, рассуждает и размышляет
вместе с актерами.
«Очень хотелось, чтобы зритель ушел с
вопросами, чтобы для него спектакль не закончился с момента выхода из зала. Что
было нет так? Что к этому привело? И хотелось, чтобы зритель задавался
вопросом: а чем все закончилось?» - прокомментировала режиссер постановки Наталья Витченко.
И
напоследок о слове, которого нам не хватает, которое «сжигает» нас, и которое мы боимся произнести. Из
спектакля:
- А я верю в силу слова.
Правильного слова. Иногда оно может определить будущее, спасти мир.
- Не в наше время.
-
Время всегда одно.
В тексте использованы отрывки из пьесы и спектакля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий