воскресенье, 24 мая 2015 г.

Чары «Безталанної» в спектаклях Андрея Билоуса

Обращаясь к пьесам, написанным еще в XIX веке, режиссеры стараются отшлифовать новые грани драматургии.
Так, худрук Молодого театра  Андрей Билоус еще в 2006 году в Николаевском украинском театре музкомедии представил спектакль «Чарівниця» по пьесе «Безталанна» И.Карпенко-Карого. К сожалению, сейчас спектакль уже не идет на сцене театра. Желая показать киевским зрителям современную постановку украинского драматурга, А.Билоус интерпретировал пьесу в Молодом театре, но с  другим акцентом - «Зачарований».
Оба спектакля – колоритные и эмоциональные, где любовный треугольник Варка-Гнат-София пронизывают музыкальные мотивы и утонченные хореографические этюды. Этнография сведена к минимуму, сценография не столько подчеркивает украинский быт, сколько выполняет метафорическую функцию. На сцене Николаевского театра мы видим колодец-«журавель», в котором постепенно убывает вода, энергия жизни уступает магии и чарам. В Молодом театре  деревянные обрамления окна (похожего на крест), сквозь которое все подглядывают за жизнью главных героев; обломки старой мельницы, окутанные паутиной и пылью, как символ уходящего времени и разрухи на фоне мистических порывов завывающего ветра.
В самом названии спектакля уже сделан акцент - спектакль «Зачарованний» в Молодом театре показывает зрителю главное действующее лицо – Гната, роль которого исполняет молодой статный актер Александр Ромашко. Облаченный в плащ из звериной шкуры, он уже являет собой агрессивность и жестокость, присущую его натуре. Ярость и безумство, хладнокровность и отрешенность в отдельные моменты едва ли уступают его меланхолии и слабости. Плененный чарами Варки, Гнат слепо следует за ней. Его безудержная страсть к Варке, как пламя, обжигает его настолько, что животные инстинкты преобладают над разумом. Иногда кажется, что на сцене дикий зверь, который тщетно пытается выбраться из огня. Гнат постоянно пытается «затушить» колдовские чары – после «жаркой» встречи с Варкой он охлаждает себя водой, словно взывая к разуму.
Противоречивость его натуры выражается в том, что эгоизм переплетается со  слабоволием. «Ты тільки слюни пускаєшь», - с вызовом упрекает его Варка в бездействии. Даже обнимаясь с ней, Гнат опускает руки, словно полностью растворяясь в паутине страсти, задыхаясь в сухом, пропитанном пылью, воздухе. Живущий в матриархате Гнат готов подчинятся, но только одной – Варке, ее чарам.
«Сатана в жіночому обличчі», - говорит Гнат о Варке, роль которой исполняет Дарья Барихашвили. Смелая и даже дерзкая девушка, с повадками тигрицы, которую все боятся. С неподдельной дерзостью и едва заметной завистью пытается она заманить Гната в свои объятия. Но ее старания очаровать Гната выражаются не столько вербально, сколько пластически: похотливые движения, страстный хореографический этюд. Сразу вспоминаю ее роль в спектакле «Коварство и любовь», в котором она создала гармоничный образ. В этом же спектакле, пожалуй, не хватает чувственности, соблазнительности и коварства. Возможно, именно через такую трактовку образа режиссер хотел показать иную Варку, способную пленить мужской разум, не прибегая к ловким женским хитростям. В этом случае достаточно лишь желания Гната – быть очарованным и плененным.
В рациональной плоскости представлена София (Полина Снисаренко) – застенчивая и спокойная девушка. Пугливый взгляд и нервная дрожь, пронизывающая ее тело, сковывают движения. Испытывая неуверенность и постоянное чувство страха, София старается быть примерной женой, работящей невесткой и отзывчивой подругой. Ее покорный взгляд привлекает Гната, но не зачаровывает.
Радостный и тревожный взгляд с переменным успехом отражает нарастающий внутренний протест, который гнетет ее. София, как молодая ветвь, тянущаяся к жизни и свету, пытается облагородить этот жестокий и дикий мир. Но ее девичьи иллюзии быстро исчезают сквозь решето, которое просит Варка… 
Современные акценты чувственности отражаются в костюмах главных героев: слегка оголенные плечи, платья с разрезами, что свидетельствует о дозволенности и готовности «гореть» в омуте испепеляющей страсти. Зачарованный Гнат, неистовая Варка и безталанна София – с самого начала обречены жить в паутине чар. Без лишнего пафоса и чрезмерной откровенности,  а только языком чувственных взглядов и хореографических этюдов - то замедленных, то экспрессивных танцев, на сцене раскрывается человеческая драма.
Если говорить о николаевском спектакле, в котором А.Билоус сделал акцент  на «Чарівнице», то здесь образы  Варки и Гната получились более глубокими и полноценными. Гнат в исполнении Андрея Мостренко – это парень, который постоянно мечется меж двух огней. Гордый и уверенный в себе Гнат охвачен страстью к Варке и, как искра пламени, способен зажечься от одного ее взгляда. «Чого ж ти така гарна, Варко», спрашивает Гнат у Варки, на что она ему с улыбкой и дерзостью отвечает: «Гарна, бо не твоя». Ее слова возбуждают Гната, а страх потерять Варку трансформируется в новую победу – жениться на Софии – молниеносно, с размахом. Жажда обладания Варкой – «чарівницей», иссушает его душу, забирает энергию жизни.
Грациозная Варка (Елена Коновалова) -  обаятельная украинская девушка, которая способна соблазнять и покорять всех. Уверенность в собственных чарах, превосходстве и соблазнительности помогает ей без труда добиться желаемого. Очаровав ласковым взглядом Гната, она увлекает его в свой мир. Решительная Варка – воплощение дьявольской силы под маской обаяния и очарования. Варка и Гнат – как две чаши весов, которые постоянно берут вверх друг над другом. Сильные по духу две натуры, охваченные страстью, они жаждут этой смертельной любви. Любви, отнятой у Софии (Светлана Лубинец) – скромной и всегда печальной. Грустные глаза едва ли скрывают обреченные надежды на счастливую семейную жизнь…
Кстати, о матери Гната, которая постоянно подливает масло в огонь. Если в Молодом театре  представлена экспрессивная и сварливая пожилая женщина, для которой источник энергии - скандалы, то на сцене Николаевского театра – она же более уравновешенная и гармоничная, без истерик и наигранного надрыва, но для которой счастье собственного сына превыше всего. Из доброй матери она превращается в злостную свекровь.
Оба спектакля насыщены метафорикой, в отдельных моментах – иронией и контрастами. Именно на контрасте строится основная линия конфликта – любовь и страсть (чары) противопоставляются в образной системе.


P.S. Николаевский спектакль для меня показался более эмоциональным и выразительным, а Молодом театре – акцент сделан на визуализацию. «Безталанна» И.Карпенко-Карого – пьеса, послужившая основой для спектакля, который несколько лет поставил Дубинин в Киевском ТЮЗе. На этот спектакль я, будучи абитуриенткой КНУТКиТ им.И.Карпенко-Карого, писала рецензию на экзамен. 





Комментариев нет:

Отправить комментарий