С
большим удовольствием ждала премьеру в Театре на Подоле – «Вечно живые» в
постановке мастера режиссуры Виталия Малахова. Драматургия В. Розова, о которой еще
недавно вспоминали к памятным датам Великой Отечественной, вновь прозвучала в
современном контексте последних событий в Украине.
Как
правило, когда смотришь спектакль, в памяти невольно возникают образы из ранее
поставленных спектаклей или снятых кинокартин. Удивительно, но в этот раз
вместо полюбившихся образов из фильма «Летят журавли» в течение всего спектакля
вспомнилось все, что было в прошлой жизни – до войны. Спустя 70 лет искусство и
театр в частности, пытается показать и донести до зрителей мысль о том, что
война всегда и сейчас особенно служит индикатором человеческих ценностей.
Типичная
квартира, в которой живут люди разных характеров, возрастов и профессий,
становится пристанищем, где через потери и страдания герои обретают новый смысл
жизни. У каждого из них привычная жизнь, которую обрывает война – беспощадная и
жестокая. Война забирает у семьи самое дорогое – сына, брата, внука, жениха –
Бориса. Обманчивое спокойствие и равнодушие близких еще больше усиливает
эмоциональный градус спектакля. Строгие лица родных обезоружены ироничными
репликами Бориса, сказанными будто между прочем. Борис, который добровольцем
идет на фронт, напоминает современного молодого ботаника, который старается не
кичиться этим поступком, а скромно и честно выполнять свой долг. В отличие от
своего брата Марка.
Режиссер
очень удачно показывает контраст двух братьев-близнецов Бориса и Марка в
исполнении одного и того же актера – Василия Кухарского. Воплощая на сцене два
образа, актер, не повторяясь ни пластикой, ни мимикой, указывает на слабые и
сильные стороны своих героев. Задумчивый и обеспокоенный Борис абсолютно
противоположен эгоистичному и равнодушному Марку. Слегка сутулая походка Бориса
противоречит горделивым расхаживаниям Марка - «талантливого» пианиста.
Музыкант, которому кажется, что он создан для того, чтобы творить, слепо верит
в свои придуманные идеалы и сквозь собственные очки не видит несчастья, которые
происходят вокруг: страдающая Вероника, больной отец, одинокая сестра…
«Жить, чтобы вернуться, где
твои самые близкие люди»
Главная
героиня Вероника в исполнении Виктории Булитко – утонченная и ранимая натура,
способная выдержать удары судьбы. За слегка ироничной улыбкой она умеет скрывать
всю боль утраченных надежд. Без истерик и слезных рыданий, за исключением
редких моментов, актриса воплощает на сцене образ Белки – неподвластной времени
и жестокости. Так и не успев проститься с Борисом, Вероника погружается в
черный ореол войны и, смирившись, накидывает на плечи белую шаль, подаренную
Марком…
Романтичная
натура Вероники-Белки-Булитко, пройдя через мрак войны и предательство, сквозь
черные стены эгоизма и равнодушия с надеждой смотрит в будущее. Ее совместная
жизнь с Марком – обреченная попытка залечить душевную рану, похожа на кофе без
сахара… Вероника постоянно терзает себя вопросами – зачем ей жить и что делать
дальше. Отчаяние и боль утраты любимого человека не сломили ее, а сделали только сильнее –
сбросив белую шаль Марка, Вероника готова вдохнуть глоток новой жизни.
Очень
колоритные и живые образы Анны Михайловой (Алла Сергийко) и отца Марка-Бориса –
Федора Бороздина (Сергей Бойко). Душевные переживания и муки они умело скрывают
за чашкой кофе и заботой о других людях, нуждающихся в их внимании и врачевании.
Варвара Капитоновна (Татьяна Печенкина), Ирина (Валентина Сергеева) покорно
ждут Бориса с болью в сердце, едва
сдерживая слезы.
Сценография
спектакля проста и в то же время красноречиво выражает судьбу каждого из
героев. Общий стол и стулья, каждый из которых имеет своего «хозяина». В том
числе и у Вероники. Возможно, именно таким образом режиссер указывает на то,
что у каждого свой крест, который он несет по жизни, и у каждого свое место на
этой земле. Война, как чехол, который
окутывает человека и заставляет сделать
собственный выбор.
Для
того чтобы забыть и приглушить тоску по сыну, брату и жениху, или отпраздновать
начало новой мирной жизни, герои используют проверенный метод – напитки
покрепче. «Наливая» и «выпивая» из пустых бокалов и бутылок, они старательно
прячут горечь собственных страданий. Сначала мне показалось, что пустые бокалы
немного неуместны – не натурально как-то получается. Но, возможно, именно таким
образом в спектакле показаны напрасные попытки героев убежать от ужасов войны.
Война
уничтожает человека не только физически, но и духовно. Преданность и честность,
эгоизм и доблесть раскрываются в спектакле без лишнего пафоса и привязки ко
времени. И тем не менее мы чувствуем, что все это происходит сейчас, в наше время. Возможно, те зрители, которые знают о войне
только по фронтовым сводкам, острее почувствуют отголоски происходящих событий
в Украине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий