суббота, 10 января 2015 г.

Иллюзия жизни («Записки юного врача»)



Михаил Булгаков всегда интересен, особенно на сцене театра. Смысловая полифония текста, созвучная современности, – редкая удача. В Театре на Подоле к  творчеству Булгакова обращаются часто. Еще бы! В двух шагах – дом писателя…

Признаюсь, перед спектаклем "Записки юного врача" были немного двойственные ожидания: с одной стороны, интересно увидеть интерпретацию Булгаковского текста, а с другой – предчувствие чего-то сакрального и таинственного. А режиссер-постановщик Виталий Малахов может из любого текста сделать шедевр.

 «Доктор Бомгарт читает дневник своего товарища доктора Полякова, где он описывает муки человека, попавшего в плен морфия. Сергей Поляков – человек тонкой душевной организации; прекрасный врач,  не сумевший победить личную боль. От него ушла любимая жена, и теперь жизнь доктора наполнена лишь призрачными воспоминаниями о ней. Убегая от реальности, Поляков погружается в мир наркотиков. Но существует ли в этом мире другая реальность? И помнит ли человек  о неизбежности расплаты за иллюзии?» - именно так анонсируется спектакль.

  Первые минуты спектакля для меня показались немного затянутыми, но потом смысловые импульсы участились, и  спектакль прошел как на одном дыхании. Типичная больница, в которой работает нетипичный доктор, и морфий, являющийся своеобразным химическим заменителем истины на иллюзию. Душевная болезнь молодого и, казалось бы, перспективного врача Сергея Полякова приводит к тому, что его жизнь превращается в ад. Попытка залечить душевную рану уколами морфия – путь в пропасть.

Его дневник – это выстраданные строчки, заглушенные наркотиком. Эмоциональный импульс, исходящий от артиста, исполняющего роль Полякова, усиливается по ходу прогрессирования его болезни. От каждого укола морфием он все дальше отдаляется от реальности, погружаясь в иллюзорный мир. В его поведении все больше проявляется эгоистическое начало. Последствия его душевной травмы невозможно скрыть – тоска и ностальгия отражаются в глазах настолько, насколько он все сильнее подсаживается на морфий.

В спектакле очень четко расставлены акценты по принципу контраста жизни и смерти, реальности и иллюзии, очищения и духовного отягощения. Белый цвет как символ чистоты, белоснежный халат врача – как попытка спрятаться в свой мир, утаить свою душевную рану за сотнями людских страданий. Уход любимой женщины повлек за собой не столько душевную боль, сколько утрату собственного чувства достоинства. И попытка начать новую жизнь с чистого листа терпит крах.

 Параллельно развивается другая история – чудом выжившей молодой девушки, которая боролась за жизнь каждой клеточкой тела. Ее лучезарная улыбка, сияющие глаза и жизнерадостный голос вмиг заставляют забыть  о том, что когда-то она была на пороге смерти. Энергия жизни молодой девушки в противовес иллюзорному миру Полякова, который цепляется за каждую дозу морфия… Жажда к жизни противопоставляется зависимости к убийственному наркотику. Поляков сам обрекает себя на моральное и физическое истощение, внутреннюю пустоту, отгораживаясь от всех, словно больничной белой ширмой. История болезни Полякова – это история отречения от окружающей действительности и осознанного отказа от лечения. Несмотря на неутешительный диагноз больного доктора Полякова, в спектакле побеждает вера и надежда в лучшее, что у нас есть – жизнь.

Фото с сайта Театр на Подоле


Комментариев нет:

Отправить комментарий