понедельник, 3 апреля 2017 г.

Реальный мир глазами переселенца. Драма «Метро»

Вопреки стереотипному заблуждению о том, что в стенах театральных вузов можно увидеть «неполноценные» спектакли, в Харьковском национальном университете искусств им. И. Котляревского презентовали достойную постановку. В этом вузе заслуженный артист Украины Андрей Романий поставил социальную драму «Метро». До войны А.Романий был ведущим актером в Донецком музыкально-драматическом театре. Потом был вынужден переехать в Киев, а сейчас служит в Национальном драматическом театре им. Франко. А в Харькове он учится на четвертом курсе режиссуры у Александра Аркадина-Школьника.
Как только возникла идея постановки, Романий написал оригинальный текст, точнее пьесу. В этом ему помогала Ольга Бесперстова. Для написания пьесы потребовалось несколько месяцев, кропотливая работа режиссера и процесс репетиций сроком в 8 дней. Результат - харьковский спектакль «Метро», в котором задействованы актеры-студенты третьего курса.
Режиссер сделал ставку на актерскую индивидуальность исполнителей. «В процессе репетиций каждый исполнитель делал так сказать «заготовки» монологов своего героя, потом все это обсуждали индивидуально с каждым. Радует, что у ребят есть желание работать над собой. Важно, что для многих этот спектакль оказался удачной попыткой преодоления своих комплексов», - отметил Андрей Романий.
В спектакле "Метро" показано, к чему приводит безответственность, порожденная бездействием и слабоволием граждан.
Перед зрителем пустой вагон метро. И машинист состава, он же демиург, который перебирает монетки, словно Харон (в греческой мифологии - перевозчик душ умерших через реку Стикс, получая при этом плату в виде монет). Спустя минуту он осматривает зрителей мистически-проницательным взглядом и исчезает. На сцене - условная платформа метро, где представлены типичные обыватели, ожидающие поезд под аккомпанемент слепой девочки, поющей под гитару.
Кто-то ведет эмоциональные «переговоры» то с женой, то с мамой по телефону; кто-то старательно высматривает «хорошего жениха»; кто-то с упреками бросается на беременную супругу… В этом эпизоде режиссер раскрывает бэкграунд действующих лиц, очерчивает их "маски" в обществе, которые потом будут жестко "срывать" двое парней - Мажор Леня (в исполнении Леонида Гончара) и его друг-шавка (Данил Кузнецов). Кстати, имена действующих лиц соответствуют именам реальных исполнителей.
Режиссер Андрей Романий с актерами-студентами на первой репетиции
Мажор - искуситель, воплощающий отчасти сатанинское начало (в программке он указан как Золотой мальчик). Его страшит не столько ответственность перед обществом за совершенное преступление (сбил человека, на отцовской машине, которую взял без спроса), сколько перед своим отцом: «Если менты загребут, то папа отмажет. А кто отмажет от папы...».
Через образ мажора режиссер ставит вопрос о попытке противодействия укоренившейся модели системы отношений власть имущих и социума. Мажор шокирован, увидев среди пассажиров бывшую девушку Катю, которую он горячо любил. Он-то был уверен, что она в Японии. Узнав, что она сделала аборт по требованию и за деньги его отца, Леня впадает в бешенство. Его как загнанного зверя охватывает дикая ненависть и злость, жажда отмщения системе, в которой он живет. Любовь к Кате – едва ли не единственный, по-человечески теплый фрагмент его мажорного существования без папиного бабла и фальши. Не случайно он говорит ей: «Ты — единственное настоящее, что было в моей жизни».
Эпизод встречи с Катей (Катя Чепела) фактически подразумевает как минимум эмоциональный всплеск былых чувств. Студенты-артисты выражают это более глубже - сдержанно, не раскрывая своих переживаний. Катя создает свой образ как уверенной и гордой девушки, умеющей соблазнять одним взглядом. И стараясь убежать от прошлого, она пытается построить новые отношения с новым ухажером-пикапером. Его роль исполняет Владислав Чередниченко – достаточно уверенно и естественно.
Тему любви режиссер развивает глубже - через ряд персонажей. Например, образ гомосексуалиста. Ведь в украинском обществе отношение к ЛГБТ, мягко говоря, неоднозначное. В спектакле Странный парень в лице Кирилла Галушки – романтичная и изнеженная натура, с ангельским взглядом и мелодичным голосом. Он, пожалуй, единственный из всех, кто может попытаться объяснить, что такое любовь. Не терпящий морального уничижения своей «странности» в социуме, он обращается не только к Леониду, но ко всем присутствующим. «Я не хочу разменивать свою уникальность на лживые ценности, которые вы называете моралью. Равнодушному сердцу никогда не познать любви, хоть это и единственное, что может его спасти», - говорит он, без пафоса. Актер очень чутко и органично раскрывает своего героя в этом монологе-исповеди.
Напряжение возрастает с каждым витком унижений. В «схватке» Леонида и Толстяка (Валик Дорошенко), раскрывается принцип отношений власть-народ в нашей стране. Леонид устраивает «тренажерный зал» для Толстяка, который задыхается не только от физической нагрузки, а и от своего бездействия, а точнее неспособности противостоять циничному и беспринципному интеллектуалу Леониду. Как низко готов опуститься человек, пренебрегая моралью и ценностями, ради наживы? Эту проблему режиссер раскрывает в жестком эпизоде, где две девушки срывают одежду с подруги не веселья ради, а за «бабки». Вагон на несколько секунд превращается не то в цирк, не то в клетку со взбесившимися тварями.
В противовес герою-мажору режиссер выдвигает непримечательную, на первый взгляд, незрячую девушку с гитарой, в исполнении Ани Лазаревой. Она взывает о помощи к единственному, как ей кажется, человеку, способному прекратить этот беспредел, – сидящему рядом военному. Дававший присягу защищать свой народ, он должен быть защитником не только на поле боя, но и в любой ситуации. «Не впутывайте меня в свои гражданские дела», - с презрением отвечает военный, тем самым разрушая надежду на спасение в адском вагоне. Иван Жилюк органично раскрывает образ своего героя - военного, как изнеможденного войной человека, стремящегося отгородиться от всех.
Его инертность выражается не только внешними штрихами. Презрительно-неодобрительные взгляды в сторону мажора и всех пассажиров, просачивающиеся сквозь реплики обвинительного тона и подсознательно – интуитивное желание «послать всех куда подальше». Он боец того фронта, где гибнут его товарищи. Но не этого, гражданского, где «пучок понтов с папиным баблом вместо мозгов» распоряжается всеми как марионетками. «Не стройте из себя жертв» - обращается солдат с укором к пассажирам, акцентируя, что они все являются соучастниками, потому что не хотят противостоять террору в лице мажористого Лени.
А девочка с гитарой, несмотря на свою слепоту, способна «увидеть» подонка-мажора и защититься от него. Но защитить не себя, а новую, жизнь. Жертвоприношение как знак, как необходимость для просветления современного социума. Режиссер открывает глаза зрителя на проблему не где-то там, а в современном мире. В программке к спектаклю указано, что это «история, случившаяся с тобой», история, которая может и уже происходит в нашей реальности, но с гораздо более трагичными последствиями.
Бездействие – главный порок социума. Модель системы, в которой мы привыкли жить, и будем жить, порождена не какими-то мажорами и власть имущими, а нами. И это режиссер резюмирует в финале.
«Вы не люди. Вы подобно крысам бегущим по тоннелю канализации, вы бежите от самих себя. Наличие сильных в этом мире оправдывает вашу слабость. Вам же нравится быть слабыми» - взывает мажор-Леня ко всем «пассажирам метро». И это четко обыгрывается визуально в спектакле. Так, в финальной сцене спектакля освещение меняется таким образом, что пассажиры оказываются словно в захлопнутой мышеловке. Тем самым режиссер указывает, что каждый из нас может оказаться в этом «вагоне».
Мораль, честь, гуманность – все нивелировано. Мажор-Леня, фактически олицетворяет власть имущих, которые умело и ловко манипулируют фактами, говорят лишь часть правды. Именно мажор напоминает им, что каждый будет давать взятки везде и всем. Даже «бабка, которой нечем платить за коммуналку, будет носить взятки». «Это вы придумали эти правила, а я их только соблюдаю», - резюмирует герой. Оказавшись на верхушке порочной системы, он не может ее поломать или исправить. И до тех пор, пока люди будут вести себя, как крысы в клетке, насилие и власть будут править миром. Безответственность, порожденная бездействием и слабоволием граждан, только укрепляет сложившеюся модель системы.
Для всех студентов-актеров - это их первый спектакль. Органично сыграли Богдан Кривошеев в роли пастора, Ярослав Кушнаренко – демиург, Сергей Пакулаев – актер, Ратмир Одеков – маменькин сыночек, Анастасия Бреславец и Маргарита Хилес – беременная девушка, Валерия Марич – девушка с котом, Виктория Шматько, Алла Скрипичук, Анастасия Тихонова и Юлия Анашкина – однокурсницы.
В перспективе - показ спектакля в других городах. Возможно, это будет способствовать открытию новых талантов и расширению остросоциальных тем в украинском театральном пространстве.
Ирина Голиздра, "ОстроВ"

Комментариев нет:

Отправить комментарий